III. Эффекты и обработка растровых изображений

В CorelDRAW 10 вы можете использовать множество оригинальных художественных эффектов, облегчающих создание высококлассных профессиональных иллюстраций. Кроме того, CorelDRAW 10 включает мощные средства обработки растровых изображений, позволяющие существенно расширить область применения редактора. Особо следует выделить художественные эффекты растровой графики, по качеству которых CorelDRAW 10 превосходит некоторые достаточно мощные редакторы растровой графики.

15. Применение эффектов

Создав и отредактировав векторные объекты, вы можете применить к ним различные оригинальные эффекты, для получения более выразительных и красивых графических документов. Проще всего использовать для создания эффектов интерактивные средства CorelDRAW 10, однако можно работать и с помощью закреплений, открываемых командами вспомогательного меню, вызываемого командой Effects (Эффекты).

15.1. Перетекание объекта в другой и эффект подобия

Инструменты интерактивных эффектов сгруппированы во вспомогательной панели инструмента "Interactive Blend Tool" в панели Toolbox (Графика) (Рис. 15.1).

Рис. 15.1. Панель интерактивных инструментов для создания эффектов

Мы опишем все эти инструменты и начнем с эффекта перетекания одного объекта в другой. Этот эффект позволяет плавно проследить переход от одного объекта к другому через серию промежуточных форм. Перетекание может быть выполнено как кратчайшим путем, так и по заданной кривой. Перетекание может быть задано между объектами с разными контурами и заливкой, а также между открытой кривой и замкнутым объектом. С помощью инструмента "Restangle Tool" создайте квадрат. Напоминаем, что для создания правильной фигуры следует держать нажатой клавишу Ctrl. Щелкните мышью на белом цвете в палитре, чтобы закрасить созданный квадрат. С помощью инструмента "Ellipse Tool" создайте круг и закрасьте его черным цветом. Выберите инструмент "Interactive Blend Tool" панели Toolbox (Графика) и установите указатель мыши на свободном месте рабочей области. Указатель мыши примет вид. Так как под указателем нет объекта, Перетекание невозможно. Подведите указатель мыши к квадрату, и указатель изменится. Нажмите кнопку мыши, и, не отпуская ее, установите указатель мыши на круге. Кроме того, на экране появятся контуры будущего перетекания и соединительная линия с элементами управления, называемая вектором настройки перетекания (Рис. 15.2, слева). Отпустите кнопку мыши, и перетекание из одного объекта в другой будет нарисовано (Рис. 15.2, справа).

Рис. 15.2. Создание эффекта перетекания

Существует множество средств для редактирования перетекания. Рассмотрим некоторые из них. Установите в поле "Number of steps offset between blend shaped" панели Property Bar (Панель свойств) число шагов равным 10. При перетекании будет нарисовано десять промежуточных фаз. В поле введите значение поворота 180 градусов. Теперь при перетекании объект будет одновременно поворачиваться вокруг своей оси. Теперь объекты перетекают по дугообразной кривой. Обратите внимание на линию, соединяющую два объекта. Два треугольника, расположенные посередине линии, управляют скоростью изменений при перетекании. Один треугольник отвечает за скорость изменения формы, а другой -за скорость изменения цвета. Чем ближе треугольник к объекту, тем быстрее изменятся форма и цвет объекта. В обычном состоянии оба треугольника связаны друг с другом и передвигаются по соединительной линии вместе. Чтобы появилась возможность передвинуть треугольники по-разному, надо дважды щелкнуть мышью на одном из треугольников. Повторный двойной щелчок вернет режим связанного передвижения.

Дважды щелкните мышью на одном из треугольников управляющего вектора. Перетащите оба треугольника в разные стороны, чтобы изменить объект перетекания (Рис. 15.3, слева). В нашем примере перетекание имеет преимущественно черный цвет и форму квадрата. Щелкните на желтом цвете в палитре, и перетекание будет залито однородным желтым цветом. Нажмите кнопку в панели Property Ваг (Панель свойств). Теперь перетекание имеет все цвета радуги. Расположить перетекание можно также вдоль произвольной кривой. С помощью инструмента "Freehand Tool" нарисуйте кривую, соединяющую квадрат и круг. Для большей наглядности сильно изогните ее вправо и вверх. Выберите инструмент "Intractive Blend Tool" в панели Toolbox (Графика) и щелкните мышью на перетекании, чтобы выделить его. Нажмите кнопку "Shape Tool" в панели Property Bar (Панель свойств). Рядом с кнопкой появится вспомогательное меню. Выберите команду New Path (Новый путь) во вспомогательном меню. Указатель мыши примет другой вид. Щелкните мышью на только что созданной кривой. Теперь перетекание происходит вдоль кривой (Рис. 15.3, справа).

Рис. 15.3. Варианты перетекания

Эффект перетекания особенно красиво смотрится при использовании градиентной заливки одним или обоими объектами. При использовании текстуры или узора перетекание заливки не происходит. Эффект подобия похож на перетекание, но подобие применяется к одному объекту. Строится его уменьшенная или увеличенная копия и происходит перетекание объекта в копию. Создайте пятиугольник. Выберите инструмент "Intractive Countayr Tool" во вспомогательной панели интерактивных инструментов. Подведите указатель мыши к контуру пятиугольника. Указатель примет другой вид. Нажмите кнопку мыши, и не отпуская ее, передвиньте мышь ближе к центру объекта. На экране появится вектор настройки эффекта подобия и уменьшенная копия пятиугольника (Рис. 15.4, слева). Отпустите кнопку мыши, и к объекту будет применен эффект подобия (Рис. 15.4).

Щелкните мышью на черном цвете в палитре, чтобы закрасить исходный объект. Выберите белый цвет в поле заливки, панели Property Bar (Панель свойств). Теперь каждый промежуточный контур закрашен своим цветом (Рис. 15.4, справа).

Рис. 15.4. Применение эффекта подобия

С помощью остальных управляющих элементов панели Property Bаг (Панель свойств) вы можете установить количество, ширину и цвет промежуточных форм. Можно настроить эффект и с помощью редактирования вектора эффекта.

15.2. Интерактивное искажение, применение оболочек и перспективы

Эффект интерактивного искажения очень сильно меняет форму объектов и часто трудно использовать этот эффект для достижения необходимого результата. создайте квадрат и залейте его черным цветом. Выберите инструмент "Interactive Distruction Tool" во вспомогательной панели интерактивных инструментов. Нажмите кнопку "Interactive Envelope Tool" в панели Property Bar Панель свойств) для выбора варианта интерактивного искажения. Установите указатель мыши на созданном объекте, нажмите кнопку мыши, и, не отпуская ее, передвиньте мышь в сторону, после чего отпустите кнопку мыши. Квадрат будет искажен (Рис. 15.5, слева). Вариант искажения зависит от местоположения и длины вектора настройки искажения. Отмените последнее действие, а затем попробуйте выполнить другие варианты искажения, нажав кнопку в панели Property Bar (Панель свойств). Теперь искаженный объект выглядит всем иначе (Рис. 15.5, справа). Снова отмените последнее действие и нажмите кнопку "Twister Distortion" после чего опять выполните искажение. Объект опять выглядит иначе (Рис. 15.6, слева).

Рис. 15.5. Различные варианты интерактивного искажения

Применяя различные виды искажения, можно добиться оригинальных результатов, но главное, не переусердствовать и не превратить объект в абстрактное пятно. Например, трудно представить, что непонятный рисунок (Рис. 15.6, справа) получился в результате всего нескольких искажений квадратного объекта.

Рис. 15.6. Другие варианты искажений

Другим способом искажения объектов является использование оболочек. Создайте объект фигурного текста. Выберите инструмент [И] во вспомогательной панели интерактивных инструментов. Вокруг объекта появится красная пунктирная рамка с восемью узлами (Рис. 15.7, слева). Это и есть оболочка. Перетащите узлы оболочки с помощью мыши на новое место. Форма пунктирной рамки изменится, но вписанный в нее объект снова полностью заполнит оболочку. Таким образом мы поменяли форму фигурного текста с помощью оболочки (Рис. 15.7, справа). Точно так же вы можете применить оболочку к любому другому объекту CorelDRAW 10.

Рис. 15.7. Использование оболочки

Создайте объект обычного текста, после чего выберите инструмент "Interactive Envelope Tool". Вокруг текста появится оболочка. Откройте список в левой части панели Property Bar (Панель свойств). Рядом появится перечень заготовок. Выберите в списке заготовку с названием Heart envelope и щелкните на ней мышью. Оболочка такой же формы появится вокруг текста (Рис. 15.8). Обратите внимание, что оболочка изменяет рамку обычного текста, не меняя при этом символы текста.

Рис. 15.8. Оболочка из заготовки

Оболочки в CorelDRAW 10 имеют много возможностей. Вы можете редактировать их точно так же, как произвольную кривую. Можно добавлять и удалять узлы, перемещать их и настраивать манипуляторы кривизны в узлах. Все это делается абсолютно так же, как и редактирование узлов любого векторного объекта с помощью инструмента "Shape Tool". В результате вы можете получить достаточно сложную оболочку, в которую автоматически будет вписываться объект CorelDRAW 10. В редакторе имеется возможность создавать объект с иллюзией перспективы. Ощущение перспективы достигается за счет изменения длины одной или двух сторон воображаемой плоскости. При этом будет казаться, что объект на плоскости удаляется в глубину экрана или происходит искажение объекта в двух направлениях (Рис. 15.10). Работа с перспективой очень похожа на использование оболочек.

Рис. 15.9. Объект с рамкой для создания эффекта перспективы

Создайте объект фигурного текста. Выберите команду меню Effects/Add Perspective (Эффекты/Добавить перспективу). Текст будет заключен в пунктирную сетку, по краям которой расположены четыре маленьких черных квадрата (Рис. 15.9). Указатель мыши изменится .

Рис. 15.10. Различные варианты перспективы

Установите указатель мыши на одном из угловых квадратов. Указатель изменится на плюс. Нажав и удерживая левую кнопку мыши/ начните передвигать мышь. Вместе с передвижениями мыши изменяется и пунктирная сетка. Отпустите кнопку мыши, и текст будет перерисован с учетом эффекта перспективы. Таким же образом передвиньте другие черные квадраты по углам сетки. Вы можете получить самые разные результаты с помощью эффекта перспективы (Рис. 15.10). Выберите команду меню Effects/Clear Perspective (Эффекты/Удалить перспективу). Текст примет свой первоначальный вид.

Примечание:

Хотя CorelDRAW 10 позволяет перемещать квадраты на углах сетки перспективы в произвольном направлении, но наиболее красивого эффекта можно добиться при перемещении в строго горизонтальном или вертикальном направлении.

Перспектива создает некоторую иллюзию глубины, но гораздо более достоверно выглядят специально созданные объемные объекты, которые мы рассмотрим далее.

15.3. Объемные объекты

Высококачественная иллюзия объема в графическом редакторе CorelDRAW 10 создается за счет проецирования точек вдоль краев объекта и соединения их для формирования поверхностей. Эти поверхности формируют динамическую группу, связанную с объектом, к которому применили эффект объема, и автоматически обновляются при изменении этого объекта. Применение цветовых эффектов для вновь созданных поверхностей усиливает впечатление объема (Рис. 15.11). Рассмотрим на примере создание объемного объекта. С помощью инструмента "Restangle Tool" создайте произвольный прямоугольник. В дальнейшем мы превратим его в параллелепипед. Выберите инструмент "Interactive Extrude Tool" во вспомогательной панели интерактивных инструментов для добавления эффектов и установите указатель мыши на объекте. Указатель примет другой вид. Нажмите кнопку мыши, и, не отпуская ее, передвиньте мышь в сторону, после чего отпустите кнопку мыши. На экране появятся контуры объема и вектор настройки данного эффекта (Рис. 15.12).

Рис. 15.11. Пример объемного объекта

Рис. 15.12. Объемный объект с вектором настройки

За несколько секунд нами создан параллелепипед из прямоугольника, и теперь мы приступим к редактированию объема. В списке вариантов объема панели Property Bar (Панель свойств) выберите вариант "Interactive Extrude Tool", чтобы объем создавался назад с уменьшением. Возможно, у вас уже выбран этот вариант. Правее расположен список для установки размера объема, но проще изменить размер с помощью мыши. Далее мы изменим положение точки схода. Точкой схода называется маркер, который определяет глубину для параллельного выдавливания или место, в котором грани, придающие объем, сойдутся при удл

15.4. Фигурная обрезка

В CorelDRAW 10 имеется возможность помещать один объект внутри другого. Объект, внутри которого размещаются другие объекты, называется контейнером, а размещенные объекты содержимым контейнера. Контейнер и его содержимое могут быть стандартным объектом, замкнутыми кривыми, группами объектов или фигурным текстом. Так как содержимое обрезается по контуру контейнера, эта операция называется фигурной обрезкой. Фигурная обрезка может также использоваться для размещения растровых изображений, в контейнерах произвольной формы. В результате мы получим оригинальную нестандартную заливку. Рассмотрим применение фигурной обрезки на примере объемного объекта, созданного нами ранее. Создайте прямоугольник меньшего размера, чем объемный объект. Этот прямоугольник будет контейнером. Выберите инструмент "Pick Tool". Подведите указатель мыши к объемному объекту. Нажмите правую (а не левую) кнопку мыши, и, не отпуская ее, начните передвигать мышь. Подведите указатель мыши к созданному только что прямоугольнику, внутри которого мы собираемся поместить объект. Указатель изменит вид на мишень. Отпустите правую кнопку мыши. На экране появится контекстное меню. Выберите команду контекстного меню Power-Clip Inside (Поместить в контейнер). Объемный объект будет расположен внутри контура прямоугольника. При этом содержимое располагается по центру контейнера, а все выступающие за контур части становятся невидимыми. Вы можете отредактировать содержимое контейнера. Щелкните на контейнере правой кнопкой мыши и во вспомогательном меню выберите команду Edit Contents (Редактировать содержимое). Контур объекта - контейнера стал синего цвета, и на экране появился объемный объект. Переместите объемный объект, чтобы его угол был виден в контейнере. Щелкните на контейнере правой кнопкой мыши и во вспомогательном меню выберите команду Finish Editing This Level (Завершить редактирование). Теперь виден только кусок объекта, ограниченный контейнером. Растяните контейнер по горизонтали. Обратите внимание, что содержимое контейнера изменилось вместе с прямоугольником, который является контейнером. Щелкните на контейнере правой кнопкой мыши и во вспомогательном меню выберите команду Extract Contents (Извлечь содержимое). Теперь два объекта снова стали независимыми, причем прямоугольник оказался под объемным объектом. Далее мы используем эти два объекта для демонстрации эффекта линз.

15.5. Линзы

Эффект линзы преобразует изображение, расположенное под объектом, к которому был применен этот эффект. С помощью линзы можно изменить яркость, цвет и геометрию объектов. Линзу могут иметь только замкнутые объекты, а смотреть через линзу можно на любые объекты. Разнообразные варианты линз применяются достаточно широко. С помощью этого эффекта можно быстро смоделировать прозрачность, усиление цвета, фильтрацию цвета, полутоновое и инфракрасное изображение, а также увеличить и исказить изображение. Всего в CorelDRAW 10 имеется более десятка различных линз. Рассмотрим на примере применение эффекта. Выделите прямоугольник, созданный в предыдущем примере. Нажмите кнопку "To Front" на панели Property Bar (Панель свойств), чтобы поместить его поверх объемного объекта. Выберите команду меню Effects/Lens (Эффекты/Линза). На экране появится закрепление для работы с линзами .

Рис. 15.20. Закрепление Lens (Линза)

В поле предварительного просмотра, расположенном в верхней части закрепления, можно увидеть результат применения эффекта. Ниже располагается список эффектов, то есть перечень разнообразных линз. В зависимости от выбранной линзы, в закреплении появляются дополнительные поля настройки. Вы можете настроить прозрачность, степень применения эффекта и цвет линзы, а также некоторые дополнительные параметры. Если кнопка замок в нижней части закрепления нажата, и на ней нарисован закрытый замок, то сразу после ввода значений в поля закрепления сразу будет применен эффект линзы. Отжав кнопку замок вы измените рисунок на ней. Теперь замок открыт замок. В этом случае следует нажать кнопку Apply (Применить) после изменения полей, чтобы эффект вступил в силу. Отожмите кнопку, чтобы не пересчитывать эффект после изменения каждого параметра линзы. Выберите в списке, расположенном под образцом, эффект Fish Eye (Рыбий глаз). Нажмите кнопку Apply (Применить), и выбранный эффект будет придан прямоугольнику. При этом объемный объект на заднем фоне изменит свою форму. Мы смотрим на этот объект как бы через рыбий глаз. Введите в поле Rate (Уровень) значение 200, после чего снова нажмите кнопку Apply (Применить). Изображение будет искажено еще сильнее. Выберите в списке вариантов линз Color Limit (Цветной фильтр). В закреплении появятся поля для настройки степени прозрачности фильтра и его цвета. В поле Rate (Уровень) введите значение 70 процентов, а в поле Color (Цвет) выберите желтый цвет. Вы настроили фильтр желтого цвета семидесяти процентной интенсивности. Нажмите кнопку Apply (Применить), и заливка прямоугольника изменится на желтую, но при этом объемный объект все равно будет виден, хотя и несколько изменит свой цвет. Нажмите кнопку плюс. расположенную справа на цифровом блоке вашей клавиатуры. Прямоугольник будет продублирован в виде нового объекта, и у его копии также будет присутствовать эффект линзы. Выберите в списке вариантов линз< Magnify (Увеличение) и нажмите кнопку Apply (Применить). Вы увидите суммарный эффект от двух линз: цветной фильтр добавил желтый цвет, а вторая линза все увеличила, но в отличии от эффекта рыбьего глаза, при увеличении не вносятся искажения в рисунок . Нажмите клавишу "Tab" чтобы выделить исходный прямоугольник, которому назначен цветной фильтр. Установите в закреплении флажок Remove Face (Пропускать пустоты) и нажмите кнопку Apply (Применить). Теперь эффект линзы применяется только к объектам, а пустое место остается белым, не меняя цвет на желтый. Рассмотрим еще один интересный эффект. Выделите верхний прямоугольник. Для этого сначала снимите выделение, после чего щелкните на нем мышью. Установите флажок. Frozen (Застывшая), затем нажмите кнопку Apply (Применить). Теперь линза как бы запомнила изображение. Переместите выделенный прямоугольник ниже, и вы увидите, как изображение переместилось вместе с линзой. Эффект линзы дает замечательную возможность создания сложных иллюстраций. Например, если использовать фигурный текст в качестве линзы, то можно получить полупрозрачную надпись, из-за которой будет проглядывать фоновый рисунок. В качестве фона особенно красиво смотрятся растровые рисунки. В CorelDRAW 10 имеется множество различных линз, и вы можете создать с их помощью достаточно интересные рисунки, а в следующем примере мы опишем еще один оригинальный эффект.

15.6. Интерактивная прозрачность

Эффект, получаемый с помощью инструмента интерактивной прозрачности, похож одновременно на линзу и на заливку объекта, причем заливка происходит полупрозрачными красками. Особенно красиво выглядят полупрозрачные узоры, текстуры и градиенты. Как и линзы, прозрачность объектов часто используют для создания просвечивающих надписей, расположенных поверх растровых или векторных рисунков. При этом лучше смотрятся полупрозрачные надписи, окрашенные в пастельные тона, расположенные поверх ярких фоновых изображений. Применение крупных текстур добавляет оригинальности иллюстрации. Нарисуйте эллипс, закрывающий половину объемного объекта, и залейте его красным цветом. Выберите инструмент "Interactive Transparensy Tool" во вспомогательной панели интерактивных инструментов для добавления эффектов. Подведите указатель мыши к левой стороне эллипса, нажмите кнопку мыши, и, не отпуская ее, передвиньте мышь к правой стороне, после чего отпустите кнопку мыши. Эллипс станет частично прозрачным, и на экране появится вектор настройки . Большинство элементов управления панели Property Bar (Панель свойств) при работе с инструментом интерактивной прозрачности "Interactive Transparensy Tool" такие же, как и при настройке заливок. Вы можете выбрать однородную, градиентную, текстурную заливку или залить объект узором. При этом все заливки будут прозрачными. Кнопка "Interactive Transparensy Tool" | в панели Property Bar (Панель свойств) предназначена для вызова диалога настройки прозрачной заливки, который очень похож на диалог настройки любой другой заливки. Нажатие кнопки "Freeze" заморозит изображение, как и при работе с линзами. Так же, как и при использовании интерактивной заливки, вы можете редактировать эффект изменением вектора настройки. Удобнее всего для настройки прозрачности использовать поля панели Property Bar (Панель свойств). Выберите в списке вариантов заливки Texture (Текстура), а в следующем списке выберите библиотеку текстур Styles (Стили). В списке текстур выберите рисунок кругов на воде. Теперь эллипс залит полупрозрачными красными кругами. Щелкните мышью на желтом цвете в палитре для изменения цвета и щелкните правой кнопкой мыши в палитре на элементе крест чтобы убрать контур эллипса. Вид объекта сильно изменится. Мы видим объемный объект сквозь желтые полупрозрачные круги. Установите с помощью ползунка в поле панели Property Bar (Панель свойств) значение 40. Мы назначили минимальную прозрачность объекта. Теперь в самых непрозрачных местах все же на сорок процентов заливка прозрачна. Установите в поле максимальную степень прозрачности объекта равную 100. Это означает, что в самых прозрачных местах наша заливка совершенно прозрачная. Меняя минимальную и максимальную прозрачность, можно устанавливать степень применения эффекта. В списке вариантов прозрачности, расположенном в левой части панели Property Bar (Панель свойств), выберите Lightness (Светлость). Теперь заливка эллипса осветляет находящиеся под ним предметы. Так как белый фон и так светлый, то осветление заметно только на объектах. Выберите инструмент "Pick Tool" и щелкните мышью на свободном месте, чтобы убрать с экрана управляющие элементы и посмотреть на результат своей работы. В самом правом списке панели Property Bar (Панель свойств) выбирается часть объекта, к которой применяется эффект. Вы можете сделать прозрачным весь объект или только контур или заливку. Эффекты линзы и прозрачности дополняют друг друга, и с их помощью можно получить оригинальные и красивые иллюстрации.

15.7. Создание теней объектов

Хотя тень объекта можно имитировать приданием ему объема, удобнее воспользоваться специальным инструментом для создания падающей от объекта тени. Так можно создавать полупрозрачные тени, размытые по краям и падающие в разных направлениях. Создайте объект фигурного текста. Выберите инструмент "Interactive Drop Shadow Tool" во вспомогательной панели интерактивных инструментов. Установите указатель мыши в центре созданного объекта, нажмите кнопку мыши, и, не отпуская ее, передвиньте мышь в сторону. На экране появятся контуры тени и вектор настройки (Рис 15.21, слева). Отпустите кнопку мыши, и тень объекта будет нарисована (Рис. 15.21, в центре).

Рис. 15.21. Создание тени объекта

Перетащите конец вектора, чтобы изменить направление падения тени. Контурный прямоугольник, расположенный в середине вектора настройки/ перетащите ближе к концу вектора, чтобы тень стала менее прозрачной. Установите в поле "Interactive Transparensy Tool" панели Property Bar (Панель свойств) значение 50, чтобы получить полупрозрачную тень. Установите в поле панели Property Ваг (Панель свойств) значение 60, чтобы получить размытые границы тени (Рис. 15.22, справа). Уменьшите до 20 значение размытости в поле Перетащите мышью значок в начале вектора настройки тени к нижней границе текста. Тень примет совершенно другую форму (Рис. 15.22). Аналогично можно перетащить начало вектора к верхней или боковой границе/ и тень будет падать в соответствующую сторону.

Рис. 15.22. Другой вариант тени

Чтобы удалить тень, следует нажать кнопку "Cleare" в панели Property Bar (Панель свойств), но мы не будем делать этого, а продолжим наши эксперименты.

15.8. Художественная обводка

При описании создания различных объектов рассказывалось об использовании художественного пера. Вы можете использовать различные заготовки при рисовании линий этим инструментом. Эти же заготовки можно использовать для изменения контура любого объекта. Как произвольный векторный объект, так и стандартный объект или автофигура, сильно изменятся, если вместо контура у них появятся разнообразные рисунки (Рис. 15.23).

Рис. 15.23. Примеры художественной обводки

Чтобы применить к любому объекту художественную обводку, следует выделить его и выбрать команду меню Effects/Artistic Media (Эффекты/Художественные средства). На экране появится закрепление для настройки обводки (Рис. 15.24). В нижней части закрепления содержится список всех доступных заготовок, которые вы можете применить для изменения контура. Список в верхней части закрепления содержит последние использованные вами заготовки. Значок в левой части каждой строки указывает на тип заготовки.

Рис. 15.24. Закрепление для выбора художественной обводки

Выбрав заготовку из любого списка, нажмите кнопку Apply (Применить), и художественная обводка изменит выделенный объект. При этом в многочисленных полях панели Property Bar (Панель свойств) можно настроить параметры выбранной обводки. Работа с этими полями не отличается от настроек художественного пера.


<< назад содержание вперед >>